Актуальность проблемы.

Раннее резидуально-органическое поражение центральной нервной системы у детей (схожие формулировки диагнозов: ПЭП – перинатальная энцефалопатия, ММД - минимальная мозговая дисфункция) это состояния, обусловленные стойкими последствиями поражения головного мозга во внутриутробном периоде и при родах.  Частыми последствиями этих нарушений являются разнообразные задержки психического и психоречевого развития, СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутоподобные расстройства, стойкие  проблемы с учебой.

ММД - самая распространенная психическая патология детского возраста. Все больше детей и подростков испытывают трудности в обучении и поведении. Приводятся разные цифры по нашей стране выявления ММД - 12%  и более детей школьного возраста.

Родителям важно обратить внимание на перечисленное ниже.

Ваш ребёнок:

  • получил родовую травму;
  • имел травмы головы;
  • получил общий наркоз;
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • имеет повышенный или пониженный тонус;
  • родился с помощью кесарева сечения;
  • имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР.

Сейчас он:

  • медлителен или излишне активен;
  • плохо усваивает учебный материал;
  • не сразу вас понимает, откликается не сразу;
  • двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
  • невнимателен, часто отвлекается; 
  • быстро устаёт; часто плачет 
  • имеет проблемы с памятью;
  • пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
  • не может описать картинку, скопировать рисунок;
  • с трудом высиживает более 15 минут на одном месте;

Причины роста 

органических  поражений центральной нервной системы у детей  различной степени выраженности в последние годы многообразны. К ним относятся: экологическое неблагополучие, неполноценное питание, неоправданное злоупотребление лекарственными препаратами. Во многом изменились и принципы физического воспитания девочек - будущих матерей, развитие которых нередко нарушается из-за частых заболеваний, сидячего образа жизни, ограничениях в движении, свежем воздухе, а также раннего начала курения, употребления спиртных напитков, наркотиков. Все эти факторы отрицательно сказываются на внутриутробном развитии ребенка. Факторами, негативно влияющими на нервную систему плода, являются так же стрессовые ситуации, семейное неблагополучие, нежелательная беременность. Неоправданным представляется и чрезмерное увлечение кесаревым сечением, при котором не только мать, но и младенец достаточно длительное время получает наркоз, совершенно для него небезразличный. 

Драматизм «минимальности»

В прежние времена (20-30 лет назад) специалисты  были склонны отвечать родителям детей и подростков, что выявленные  изменения центральной нервной системы, особенно, если они незначительны,  могут с возрастом пройти сами по себе, без какого-либо специального лечения. Сейчас известно, что практически никакие нарушения ЦНС сами по себе не исчезают, происходит лишь их частичная компенсация.

А чем это грозит, - спрашивают меня родители? Стоит ли волноваться? Затруднение процессов мышления, запоминания и вспоминания, обеднение воображения и фантазии способны свести на нет усилия самого трудолюбивого и усердного ребенка во время учебы в школе. 

В подростковом возрасте у детей  с ММД  нарастают нарушения поведения, эмоциональные расстройства, выше склонность  к  наркотической, алкогольной  зависимости,  интернет- зависимости. 

Нейропсихологическая диагностика и коррекция – один из эффективных подходов для решения этих проблем. Программа нейропсихологической коррекции и опирается на лучшие разработки отечественных нейропсихологов (по А.Р.Лурия)   Нейропсихология возникла в 40-х годах прошлого столетия на стыке нескольких научных дисциплин - неврологии, психологии, психофизиологии и др. Основной задачей нейропсихологии является изучение мозговых основ психической деятельности. Ее клиническими задачами являются изучение механизмов нарушения высших психических функций (ВПФ) и связь их нарушений с определенными зонами мозга. На сегодняшний день методы нейропсихологии позволяют довольно точно определить, что не так в конкретной зоне мозга, и почему возникло какое-либо нарушение (например, нарушение речи).

Соответственно, на основе данных нейропсихологии как раз и возникла новая отрасль - нейропсихологическая коррекция. Это комплекс специальных методик, направленных на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихологическая коррекция- метод достаточно трудоемкий и продолжительный, требуют  участия родителей, зато не имеет побочных эффектов,  положительные изменения стойкие, помогает при некоторых проблемах, при которых другие методы бессильны.

Оптимальным временем для  коррекции  является возраст ребенка 5-11 лет. В этот период нервная система ребенка достаточно пластична и возможна компенсация нарушенных функций.