Рост минимальных мозговых дисфункций у детей, особенно таких их проявлений как разнообразные задержки психического и психоречевого развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, учебные проблемы, эмоциональные и поведенческие расстройства требуют комплексных методов их коррекции. Медикаментозное лечение далеко не всегда оказывает эффект, и иногда он непродолжителен. 

Музыкально- психологическая коррекция является апробированным, научно обоснованным подходом в реабилитации подобных нарушений развития у детей, как самостоятельный немедикаментозный метод, так и в комплексе с другими. 

Cовременные исследователи выяснили, что весь мир, включая человеческое тело, находится в постоянной музыкальной вибрации. Только наше ухо различает 1378 различных тонов в различных диапазонах, а вне спектра слышимости существуют миллионы звуков. Но даже самые незначительные изменения в их частоте влияют на состояние наших внутренних органов. Музыка, творчество способны лечить не только физические недуги, но также помогают решать психологические проблемы. Многочисленные исследования показали, что занятия, в частности, на духовых инструментах  действуют на множество тонких регуляторных процессов, меняют работу различных органов и систем и в итоге благотворно влияют на здоровье человека.

В произведениях Моцарта, Вивальди часто солирующие партии исполняет флейта. Секрет «волшебства» этого инструмента кроется не столько в его звуках, которые воспевал великий Моцарт, сколько в механизме извлечения этих самых звуков. Казалось бы, палочка с дырочками и узкой щёлочкой. В щёлочку нужно дуть, дырочки попеременно закрывать пальцами. Ну и что тут волшебного? Во время игры на флейте у человека особенно активно работает две системы организма: дыхательная и центральная нервная система. Причём, если дыхательная система непосредственно участвует в извлечении звука, то нервная, через опосредованную, обратную связь. Процесс закрывания и открывания дырочек пальцами называется мелкой моторикой, а она-то как раз и является основным механизмом развития головного мозга ребёнка. Мелкую моторику можно развивать, занимаясь лепкой, и вырезая аппликации, но вырезая картинки или лепя фигурки, ребёнок не будет стоять и при этом ещё глубоко дышать. Помимо этого, играя на флейте, ребёнок овладевает искусством чтения нот, которое давно приравнивается к знанию иностранного языка. Во время игры на флейте мелкая моторика сочетается с определённым ритмом дыхания. Дыхание это, как правило, глубокое, с определёнными интервалами и небольшой его задержкой. Подобные дыхательные техники очень часто используют для лечения заболеваний лёгких

Итак, благотворное влияние коррекционных занятий на блокфлейте состоит в следующем: 

1. Развитие дыхательной системы.

Сегодня официально по всему миру практику игры на блок–флейте применяют при лечении бронхиальной астмы. Обучение игре на флейте способствует формированию правильного носового вдоха, легкие раскрываются и наполняются воздухом. Более глубокий ,медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки.

2. Благотворное влияние на тонус нервной системы. 

Любые приятные, мелодичные звуки вызывают положительные эмоции, а это оказывает благотворное влияние на общее самочувствие. Приятные звуки способны оказывать релаксирующее воздействие, тонизировать нервную систему, снимать последствия стресса, уменьшать боль и укреплять психику. Избавить от головной боли, бессонницы и раздражительности музыке тоже под силу.

3. Развитие мелкой моторики. Музицирование на инструменте - развивает координацию движений и мелкую моторику ребенка. Пальчиковые упражнения - развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка.

4. Развитие сердечно–сосудистой системы.

Помимо дыхательной, определенную нагрузку получает так же и сердечно–сосудистая система. Если ребенок выполняет все необходимые требования преподавателя, формируется правильная осанка. Открывается грудная клетка, очищаются бронхи и, как следствие, укрепляется сердечно-сосудистая система. Музыка оказывает положительное влияние на  сердечный ритм, пульс и кровяное давление. 

5. Развитие высших психических функций. 

Игра на духовых инструментах стимулирует развитие головного мозга, такой вывод сделали ученые из медицинской школы Гарварда. Эксперимент показал, что у детей в возрасте от 6 лет занимающихся 1,5 часа в неделю на инструменте, объем мозолистого тела головного мозга, органа отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями увеличивается в среднем на 25%. Регулярные занятия совершенствуют процессы развития связи между сенсорной и моторной зоной мозга, что создает базу, на которую далее и опирается весь последующий процесс обучения. Занимаясь на блокфлейте, у ребенка улучшается грамотность, память на слова, зрительно-пространственное восприятие, IQ. 

6. Иммунитет.

Наряду со снижением стресса  естественные высокочастотные звуки могут вызвать увеличение в крови лимфоцитов, которые повышают естественную сопротивляемость организма болезням. Занятия на блокфлейте являются и профилактикой простудных заболеваний. Увеличивается жизненная емкость легких и это добавляет организму запас прочности. Во время занятий воздух вдыхается быстро, а выдыхается медленно. В результате в крови увеличивается доля углекислого газа, который в данном случае является раздражителем, активизирующим внутренние защитные силы организма.

7. Эстетическое развитие.

Музыкальное образование способствует эстетическому, духовному развитию ребенка, обогащает его внутренний мир чарующими музыкальными звуками и мелодиями, развивает в нем чувство прекрасного и совершенного, позволяет более полноценно и всесторонне воспринимать окружающий мир. Это способствует формированию всесторонне развитой личности.

Необходимо отметить преимущества обучения игре на блок – флейте:

  • легкость овладения данным инструментом. Через 1,5 месяца занятий — великолепное владение некоторыми элементами из классических музыкальных произведений;
  • возможность обучения с 6–летнего возраста;
  • расширение общего музыкального кругозора, обогащение духовного состояния, что способствует всестороннему развитию ребенка.