Детская и взрослая психотерапия и нейропсихология

+7 903 927 1984 

Задержка речевого развития (ЗРР)

понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка . Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В истории детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Допускается отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков.

 

 

 

Задержка психического развития (ЗПР) —

это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.



При ЗПР речь не идет не о необратимом недоразвитии мозга., а о замедлениеи темпа его развития, которое чаще всего обнаруживается при поступлении ребенка в школу или во время дошкольной подготовки.

К моменту начала школьного обучения дети с нарушением психического развития не приобретают тех знаний, которыми самостоятельно овладевает нормально развивающийся дошкольник. У них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира, элементарные математические навыки и навыки языкового общения, которые составляющиет необходимую основу успешного школьного обучения. Такие дети часто выглядят моложе своего возраста, а если и соответствуют по внешнему облику сверстникам, кажутся младше благодаря инфантильным эмоциональным реакциям и поведению. На уроках они продолжают играть, не умеют подчиняиться дисциплинарным требованиям. Умственная работоспособность детей значительно снижена из-за недостаточности и истощаемости внимания и памяти. Отстает формирование речи, как правило, наблюдаются дефекты произношения, несформированность звукобуквенного анализа, что влечет за собой большие затруднения в овладении письмом и чтением.

В центре «Аксон» используются комплексные коррекционные занятия для детей с ЗПР и ЗРР, основанные на достижениях нейропсихологии, логопедии.