Детская и взрослая психотерапия и нейропсихология

+7 903 927 1984 

СДВГ -СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И НАРУШЕННОГО ВНИМАНИЯ

 

От плохого поведения, агрессивности, рассеянности у детей – страдают не только родители и окружающие, но и, в первую очередь, сами дети. Это мешает им развиваться, учиться, строить отношения и объективно воспринимать самих себя. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – это заболевание, которое еще несколько десятилетий назад вызывало множество споров, но уже сегодня медицине известно о причинах его возникновения, симптомах и особенностях развития. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности снижаются с возрастом, то нарушения внимания только нарастают.

 

3 составляющих проявления синдрома:

1) Дефицит внимания (для постановки диагноза требуется не менее шести признаков):

 

часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;

часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;

часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;

ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);

часто нарушена организация заданий и деятельности;

часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

часто легко отвлекается на внешние стимулы;

часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

 

2)Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):

 

часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;

часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);

часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;

обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

 

3) Импульсивность (требуется не менее одного признака):

 

часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;

часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);

часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Взрослые часто не понимают, что происходит с ребенком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе СДВГ, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребенка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо испробовать все многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данных нарушениях. Психолог (врач) должен объяснить родителям, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к ребенку.

 

При СДВГ хорошую эффективность показывает нейропсихологическая коррекция в сочетании с поведенческим тренингом.