Детская и взрослая психотерапия и нейропсихология

+7 903 927 1984 

Розничные продажи антидепрессантов в России за первые пять месяцев 2023 г. в денежном выражении увеличились год к году на 2% до 4,32 млрд руб Группе этих препаратов удалось сохранить положительную динамику в нынешнем году даже несмотря на высокую базу 2022 г. .» Такие данные «Ведомостям» предоставило маркетинговое агентство DSM Group. Отчасти это связано в связи с приходом в страну зарубежных практик лечения депрессии, такая терапия предполагает назначение лекарственного средства независимо от тяжести заболевания, при этом психотерапия к сожалению, уходит на второй план.» (цитата из газеты «Ведомости» от 14 июля 2023 г, )


Чрезмерное назначение антидепрессантов превратилось в тихую эпидемию, когда миллионы людей обращаются к этим лекарствам как к панацее от своих эмоциональных проблем. Фармацевтические компании, руководствуясь соображениями выгоды, наводнили рынок огромным количеством препаратов, изменяющих настроение, каждый из которых обещает светлое завтра. Однако последствия этой культуры пичканья таблетками выходят далеко за пределы отдельного человека, проникая в общественные нормы и увековечивая идею о том, что эмоциональное расстройство можно устранить простым рецептом.

Одной из главных проблем, связанных с чрезмерным назначением антидепрессантов, является возможность неправильного диагноза. Вы удивитесь, но сейчас антидепрессанты в России по всем стандартам имеет право назначить даже терапевт или другой непрофильный врач.

Но они не владеют диагностикой депрессии и тревоги в полной мере! Кроме того, не каждый приступ грусти или тревоги требует фармацевтического вмешательства, а тенденция к медикализации нормальных эмоциональных реакций может привести к зависимости от лекарств, и более того, чрезмерное увлечение фармацевтическими препаратами может подорвать важность альтернативных и целостных подходов к психическому здоровью.

Хотя антидепрессанты, несомненно, занимают и будут занимать свое место в лечении психических расстройств, крайне важен более тонкий и индивидуальный подход.

Рассмотрим одно из коварных осложнений терапии антидепрессантами.

СИОЗС-апатия, что это?

СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина) представляют собой основную группу широко применяемых антидепрессантов. И в начале 2000-х годов клиницисты стали описывать такое осложнение как СИОЗС-индуцированный синдром апатии или СИОЗС-индуцированное безразличие при длительном приеме препаратов.

«Исследования, такие как работа Bolling и Kohlenberg, указывают на то, что у 20% из 161 пациента, получавших антидепрессанты группы СИОЗС, столкнулись с развитием апатии. Кроме того, у 24% отмечено снижение креативности, у 20% - невозможность проявления грусти, у 17% - ухудшение концентрации внимания, у 16% - потеря целеустремленности, у 14% - дефицит эмпатии, у 13% - нарушения памяти, у 7% - невозможность выражения гнева в соответствующих ситуациях.» (цитата из Википедии)

Все нейромедиаторы связаны друг с другом и длительное медикаметозно обусловленное повышение серотонина возможно вызывает дисбаланс других нейротрансмиттеров, изменения в дофаминовой системе. Могут играть свою роль генетическая предрасположенность и социально-психологические факторы.

чСИОЗС-апатия оказывает отрицательное воздействие на качество жизни пациента, усложняя его социальную адаптацию и взаимодействие с окружающими. Отмечается снижение мотивации и производительности на работе или в учебе. Пациенты могут столкнуться с трудностями в выполнении задач, которые ранее были для них легкими или интересными. Это может привести к ограничениям в профессиональном росте. Кроме того, апатия при СИОЗС может повлиять на отношения с близкими, поскольку пациенты испытывают трудности в проявлении эмоциональной связи и участии в социальных событиях. Диагностика этого синдрома затруднена, поскольку его симптомы могут перекрываться с другими психическими состояниями, включая депрессию.

Преимущества психотерапии, о которых важно помнить и говорить.

1. Направленность на корень проблемы: Психотерапия ориентирована на исследование и понимание корней психологических проблем. В отличие от антидепрессантов, которые обычно направлены на симптоматическое облегчение, психотерапевтические подходы помогают выявить и решить основные психологические причины болезненных состояний.

2. Долгосрочные результаты: Психотерапия, хотя и может потребовать больше времени, чем прием медикаментов, предоставляет долгосрочные результаты. Пациенты, прошедшие психотерапию, часто развивают навыки саморегуляции, обучаются эффективному противостоянию стрессу и улучшают качество своей жизни на долгий срок.

3. Индивидуальный подход: Психотерапевты предлагают персонализированный подход к каждому пациенту. Это позволяет более эффективно решать индивидуальные проблемы, учитывая уникальные особенности личности, опыта и ценностей каждого человека.

4. Избежание побочных эффектов: В отличие от антидепрессантов, которые могут вызывать различные побочные эффекты, психотерапия лишена подобных нежелательных последствий.

5. Развитие личности: Психотерапия не только помогает в борьбе с текущими проблемами, но и способствует развитию личности. Пациенты учатся лучше понимать себя, развивать эмоциональную саморегуляцию и строить более гармоничные отношения с окружающими.

 

Долгосрочное благополучие перед мгновенным облегчением

В заключение, хотя антидепрессанты могут обеспечивать быстрое облегчение, психотерапия предоставляет более глубокий и устойчивый эффект, способствуя не только снятию симптомов, но и трансформации жизни пациента.

Комбинированный подход, включающий в себя как психотерапию, так и медикаментозное лечение (но при необходимости!) может быть также решением в некоторых случаях. В конечном итоге, выбор зависит от особенностей расстройства и взвешенных и продуманных рекомендаций профессионала.

 Записаться на психотерапевтическую консультацию можно по телефону и мессенджерам:

+7 903 927 1984

 

Комплексные занятия

 

с детьми с проблемами в развитии (СДВГ, ЗПР, ММД, нарушения речи, тревожные расстройства и др.) в центре «Аксон».

 

Структура занятия состоит из трех взаимодополняющих, эффективных технологий направленных на улучшение нейродинамики мозга, качества нейронных сетей, устранению разнообразных нарушений в развитии мозга, гармонизацию эмоционально-волевой сферы ребенка.

 

  1. Нейройога – включает в себя нейропсихокоррекционные упражнения и упражнения йоги. Нейропсихокоррекционные упражнения позволяют через тело мягко воздействовать на мозговые структуры и улучшать их слаженное взаимодействие - это эффективно развивает высшие психические функции ребенка - восприятие, память, мышление и речь.
    Каждый комплекс (всего их 20)— сюжетная история, которая превращает занятие нейройогой из простого выполнения упражнений в увлекательную игру.

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, повышают тонус организма, улучшают восприятие, развивают межполушарные взаимодействия, активизируют процесс обучения; Артикуляционные упражнения -необходимы для укрепления и развития речевого аппарата, улучшения произношения; Упражнения на развитие мелкой и общей моторики - направлены на развитие межполушарного взаимодействия, на развитие высших психических функций, на активизацию вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия, развитие интеллекта, ведь "наш ум находится на кончиках наших пальцев".Дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением, снижают гиперактивность и импульсивность, успокаивают и способствуют концентрации внимания, увеличивают объем легких, улучшают кровообращение, производят интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия; Релаксация - предназначена для отдыха, расслабления, успокоения возбужденных мышц, перехода к обычной деятельности.

2- Активная музыкотерапия на блокфлейте

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Обучение игре на блокфлейте можно начинать примерно с 3-4 лет, этот инструмент имеет множество преимуществ для детей.

Развитие высших психических функций. Игра на духовых инструментах стимулирует развитие головного мозга, такой вывод сделали ученые из медицинской школы Гарварда. Эксперимент показал, что у детей в возрасте от 6 лет занимающихся 1,5 часа в неделю на инструменте, объем мозолистого тела головного мозга, органа отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями увеличивается в среднем на 25%. Регулярные занятия совершенствуют процессы развития связи между сенсорной и моторной зоной мозга, что создает базу, на которую далее и опирается весь последующий процесс обучения. Занимаясь на блокфлейте, у ребенка улучшается грамотность, память на слова, зрительно-пространственное восприятие, IQ. Одной из важных задач является формирование у гиперактивных детей умения слышать и слушать. Это для них не характерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания. При занятиях на блокфлейте снижается активность тета –волн мозга в полном соответствии с ритмами исполняемой музыки, повышается сосредоточенность, снижается импульсивность возрастает уровень социальных навыков.

Сегодня официально по всему миру практику игры на блок–флейте применяют при лечении бронхиальной астмы. Обучение игре на флейте способствует формированию правильного носового вдоха, легкие раскрываются и наполняются воздухом.

Помимо дыхательной, определенную нагрузку получает так же и сердечно–сосудистая система. Если ребенок выполняет все необходимые требования преподавателя, формируется правильная осанка. Открывается грудная клетка, очищаются бронхи и, как следствие, укрепляется сердечно-сосудистая система. Музыка оказывает положительное влияние на  сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Занятия на блокфлейте являются и профилактикой простудных заболеваний. Увеличивается жизненная емкость легких и это добавляет организму запас прочности

  1. Работа логопеда по устранению дефектов, развитию речи, чтения, письма, становится гораздо более эффективной в сочетании с нейройогой и активной музыкотерапией, так как улучшается нейродинамика мозга, точность передачи сигнала в нейронных сетях. То есть компенсируется органическая основа речевых нарушений.

Комплексные занятия имеют продолжительность 1 час. В начале курса проводится нейропсихологическая диагностика. Частота занятий 1-3 раза в неделю, в зависимости от выраженности нарушений. Присутствие родителя на занятии обязательно. В любом случае необходимо выполнять домашние задания. При соблюдении условий, первые улучшения в состоянии ребенка наблюдаются через 1-2 месяца. Продолжительность курса, как правило, составляет 9 месяцев.

Похоже-это глобальная проблема

Минимальные мозговые дисфункции можно обнаружить уже в дошкольном возрасте, но наиболее ярко они проявляются у детей в период их школьного обучения и причем часто при сохранном интеллекте.

ММД это, в основном, отклонения в работе мозга, полученные внутриутробно и при родах.

Внешние проявления ММД почти одинаковы; стертая неврологическая симптоматика, специфические отклонения в поведении (двигательная расторможенность, рассеянность, логопедические проблемы, отклонения в развития школьных навыков (дисграфия, дислексия, дискалькулия и т. д.), синдром дефицита внимания с гиперактивностью или гипоактивностью.

Согласно исследованиям (Земляной и др., 2012), установлено, что проблема существует достаточно давно. Однако, более 20 лет назад, процент проявлений составлял всего 13.4 % от общего числа обследованных.

С каждым годом количество учащихся с ММД увеличивается. Сейчас, согласно проводимым исследованиям, (как в нашей стране, так и за рубежом), процент детей, имеющих минимальные мозговые дисфункции в начальной школе, составляет примерно 25%-30%. При этом ученики с данной проблемой испытывают трудности как школьном обучении, так и в социальной адаптации.

1-я ошибка: недооценка «минимальности».

«У семи нянек дитя без глазу»

Проблема носит междисциплинарный характер (этим занимаются такие дисциплины, как детская психиатрия, детская психология, неврология), она также имеет практический интерес для педиатров, воспитателей, педагогов, родителей.

Но как чаще бывает в жизни?

Родители не всегда придают значение избыточной расторможенности, гипервозбудимости или наоборот вялости, быстрой утомляемости ребенка, относя это к особенностям темперамента. Или, ситуация: «не говорит в 3 года? Бабушка сказала, что папа тоже поздно заговорил» И когда в 4 года, ребенок по-прежнему очень плохо говорит, бабушки уже разводят руками.

Неврологи также недооценивают симптоматику. Функциональные, стертые отклонения в работе ЦНС у неврологов не считается тяжелым дефектом, в 1-2 года ребенка снимают с диспансерного учета, если родители не проявляют волнения. Неврологи, особенно «старой школы» успокаивают: «само пройдет, скорректируется к 5-6 классу». Возможно, они были бы и правы лет 30 назад, но сейчас самокоррекция часто недостаточна по причинам указанным ниже.

xлиническое мышление детского психиатра также настроено на более явные расстройства: аутизм, умственная отсталость, грубые нарушения поведения и т.д. Правда, и сами родители обычно к психиатрам опасаются обращаться из-за «постановки на учет».

Дошкольные психологи ориентируются в первую очередь на показатели интеллекта ребёнка.

У многих детей с ММД речь удовлетворительная, есть навыки чтения и счета. Вердикт: «готов к школе». Но просматриваются важные детали: ребёнок на дошкольной подготовке не может усидеть на месте, внимание не удерживается больше чем на 5 минут, быстро устаёт, неусидчив , очень плохая мелкая моторика, которая видна в прописях. Всё это говорит о незрелости мозговых структур, «дефицитах» в различных зонах мозга.

Естественно, ребёнку нужно дать возможность «дозреть» до школьных нагрузок, отправлять в школу уж никак не раньше 7 лет, а лучше ближе к 8-ми. Вместо этого, родители вводятся в заблуждение и последствия не дают о себе долго ждать.

Момент истины наступает начальной школе. В первую очередь, осваивать предметы ребенку мешает дефицит внимания. Хуже обстоят дела с русским, математикой, рисованием. Родители сидят с ребенком над домашними заданиями по 3 часа и больше, усталость и рассеянность мешает ребёнку войти в учебный режим. На уроке - «провалы» восприятия материала из-за неустойчивого внимания, одновременно писать и слушать учительницу - непосильная задача. При этом интеллект, как уже сказано, обычно неплохой и ребенок пользуется тем материалом, который ухватил «на лету».cНо всё же, слабость энергетики мозга даёт о себе знать, и ученик начинает отставать от сверстников.

Ещё немного мучений и формируется синдром учебной и неуспешности - стойкое отвращение к учёбе со всеми вытекающими последствиями. Интерес падает в первую очередь к тем предметам, которые труднее даются.

чПроисходит смещение интересов на другие занятия. Ну и конечно - это гаджеты с их социальными сетями и играми. Всё это может «обрастать» эмоциональными проблемами, трудностями в общении.

В итоге, что мы часто имеем в подростковом возрасте?

 

На пороге кабинета специалиста стоит эмоционально неустойчивый с поведенческими проблемами, «съехавший по учёбе» подросток («активный» и «реактивный» типы ММД по классификации Л. А. Ясюковой (2018г))

Или вялый, тревожный с низкой самооценкой, переутомленный, также плохо успевающий подросток («астенический» или «ригидный» тип ММД).

Все варианты легко отягощаются экранной зависимостью и пубертатный кризис протекает гораздо сложнее, появляются различные вторичные отклонения в психическом развитии (подростковые депрессии, суицидальная активность, зависимости).

Больших проблем можно было избежать, если бы родители занялись коррекцией в более младшем возрасте. Окно возможностей, хорошей отдачи от коррекции у детей с ММД - примерно с 4 до 8 лет.

 

2-я ошибка: использование малоэффективных методов.

 

Кто же тот специалист который увидит всю эту стёртую симптоматику и составит адекватную коррекционную программу для ребёнка?

Этим специалистом является детский нейропсихолог или психолог который «в курсе» и пользуются хотя бы некоторыми нейропсихологическими тестами для определения внимания, умственной работоспособности, зрительно - пространственной координации («Тулуз-Пьерон», таблицы Шульте, графомоторные пробы и т д).

Основой коррекции таких детей должна быть сенсомоторная (нейропсихологическая) коррекция. Именно она доказала свою эффективность при ММД. и основана на тренировке нейронных сетей через сложные двигательные программы. Почему именно двигательные? Потому, что мозг на 2/3 состоит из двигательных нейронов. Сложные двигательные программы дают толчок для выработки нейромедиаторов, тренируют точность передачи сигнала, взаимодействие правого и левого полушария и т. д. При необходимости - добавляется поведенческий тренинг, индивидуально - другие психологические подходы.

Эти методы улучшает нейродинамику мозга, тренируют самоконтроль.

Все остальные методы (на мой субьективный взгляд) — вторичны, причину не устраняют и часто не оправдывают возложенных на них надежд.

3-я ошибка

Родители при плохой успеваемости ребёнка вместо коррекционной программы используют массированную помощь репетиторов. «Недобросовестные» репетиторы , понятное дело, не решают проблему. А «добросовестные» - доводят ребёнка до переутомления , потому что информация которая ложится на переутомлённый мозг долго не держится.

4-я ошибка проистекает из моды на раннее развитие. Не замечая вышеуказанный проявлений ММД, ребёнка начинают перегружать ранним изучением иностранных языков, азами программирования и т. д. Результат тот же, переутомление, потеря интереса к любой умственной нагрузке.

5- я ошибка: гиподинамия и недостаток двигательно - пространственного развития.

 Начальная школа резко меняет стиль жизни ребенка. В школе сидит, за домашними заданиями тоже сидит, иногда часами. Но движение, особенно сложно скоординированное, играет огромную роль в развитии и функционировании мозга! Мы утратили культуру дворовых игр, это видно невооружённым глазом, дворы сейчас пустые. А ведь так и происходила когда-то так называемая самокоррекция ММД. «Жмурки», «казаки-разбойники», «классики» множество других дворовых игр, которые длились часами, с активным движением, непростой координацией тренировали двигательное пространственное развитие, точность передачи сигнала в головном мозге, коммуникацию. Происходила так называемая самокоррекция ММД.

Сейчас гиподинамия, экранная зависимость, «дешёвый дофамин» из видеоконтента конечно усугубляют ситуацию.

Поэтому для таких детей важны важны занятия где разучиваются новые движения, регулируется дыхание, активно тренируется мелкая и крупная моторика. Это спортивные секции с щадящим тренировочным режимом, музыкальное занятия, танцы. Такого рода занятия дают импульс к улучшению нейродинамики мозга и, наоборот, времяпровождение на диване с телефоном усугубляет всё вышеперечисленное.

 

Таким образом, как противостоять всем этим вызовам?

- вовремя выявить ММД;

- не опустить «окно возможностей» для коррекции;

- не делать ошибок в организации обучения и внешкольных занятий;

 

Записаться на психотерапевтическую консультацию можно по телефону и мессенджерам:

+7 903 927 1984

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

 

В начале курса проводится нейропсихологическая диагностика. Посредством комплекса специальных проб и выявляются сохранные и поврежденные высшие психические функции оценивается степень нарушений, выявляются мишени для дальнейшей работы. Собранные данные нужны для главного: составления программы восстановительного обучения.

Доказано, что коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

Логично вначале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, стимулирующим эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

 

Растяжки. Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. «Тот, кто уравляет дыханием - управляет вниманием.»

Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения.

  

 

Движение тела и пальцев, или телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

 

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение нейротранстмиттера ацетилхолина через синапсы активизированных нейронов, что способствует росту дендритов и развитию нервной сети. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

 

Описанные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но успокаивают и уравновешивают психику. После базовых упражнений по улучшению энергетики головного мозга присоединяются когнитивные упражнения на дальнейшее улучшение памяти, внимания, речи письма и последующее развитие понятийного мышления.

  

 

Нейропсихологическая диагностика и коррекция – один из эффективных подходов для решения проблем нервно-психического развития ребенка. Программа нейропсихологической коррекции и опирается на лучшие разработки отечественных нейропсихологов (по А.Р.Лурия) Нейропсихологическая коррекция- метод достаточно трудоемкий и продолжительный, требуют  участия родителей, зато не имеет побочных эффектов,  положительные изменения стойкие, помогает при некоторых проблемах, при которых другие методы бессильны.

 

Оптимальным временем для  коррекции  является возраст ребенка 4-10 лет. В этот период нервная система ребенка достаточно пластична и возможна компенсация нарушенных функций.

 

Когнитивная терапия – одна из немногих форм психотерапии, которая была признана эффективной в сотнях клинических испытаний для самых разных видов расстройств.

Психотерапевтическая работа акцентируется на том, что происходит с человеком на данном этапе его жизни. Психолог или психотерапевт всегда стремится сначала наладить то что происходит с человеком настоящее время, и лишь потом переходит к анализу прошлого опыта или построению планов на будущее

КПТ хорошо работает при лечении тревоги и депрессии, например, помогает распознавать и отслеживать негативные мысли и шаблоны поведения, которые усиливают депрессивное состояние, и отказываться от них.
На сеансе к
лиент сначала чаще всего заполняет опросники, затем клиент и психотерапевт договариваются о том, какие темы нужно успеть обсудить на сеансе и начинают работать.

Психотерапевт видит пациенте не только человека с определенной симптоматикой (тревога сниженное настроение, беспокойство, бессонница ,панические атаки ),которые мешают ему полноценно жить Но человека, который способен научиться жить, так чтобы не болеть который сможет взять на себя ответственность за своё благополучие, также как терапевт за собственный профессионализм.

Поэтому клиент всегда уходит с сеанса с домашним заданием и огромную часть работы по изменению себя и улучшению своего состояния проделывает сам, путём ведения дневников, самонаблюдения, тренировок новых навыков , воплощения новых поведенческих стратегий в свою жизнь.

Индивидуальный сеанс КПП длится 50-60 минут один или два раза в неделю
Для улучшения состояния бывает достаточно курса из 10-15 сеансов, иногда бывает необходимо провести два таких курса.