Детская и взрослая психотерапия и нейропсихология

+7 903 927 1984 

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

 

В начале курса проводится нейропсихологическая диагностика. Посредством комплекса специальных проб и выявляются сохранные и поврежденные высшие психические функции оценивается степень нарушений, выявляются мишени для дальнейшей работы. Собранные данные нужны для главного: составления программы восстановительного обучения.

Доказано, что коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

Логично вначале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, стимулирующим эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

 

Растяжки. Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. «Тот, кто уравляет дыханием - управляет вниманием.»

Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет эти образы с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения.

  

 

Движение тела и пальцев, или телесные упражнения. При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

 

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движения во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение нейротранстмиттера ацетилхолина через синапсы активизированных нейронов, что способствует росту дендритов и развитию нервной сети. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

 

Описанные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энергетический уровень, но успокаивают и уравновешивают психику. После базовых упражнений по улучшению энергетики головного мозга присоединяются когнитивные упражнения на дальнейшее улучшение памяти, внимания, речи письма и последующее развитие понятийного мышления.

  

 

Нейропсихологическая диагностика и коррекция – один из эффективных подходов для решения проблем нервно-психического развития ребенка. Программа нейропсихологической коррекции и опирается на лучшие разработки отечественных нейропсихологов (по А.Р.Лурия) Нейропсихологическая коррекция- метод достаточно трудоемкий и продолжительный, требуют  участия родителей, зато не имеет побочных эффектов,  положительные изменения стойкие, помогает при некоторых проблемах, при которых другие методы бессильны.

 

Оптимальным временем для  коррекции  является возраст ребенка 4-10 лет. В этот период нервная система ребенка достаточно пластична и возможна компенсация нарушенных функций.