Детская и взрослая психотерапия и нейропсихология

+7 903 927 1984 

Похоже-это глобальная проблема

Минимальные мозговые дисфункции можно обнаружить уже в дошкольном возрасте, но наиболее ярко они проявляются у детей в период их школьного обучения и причем часто при сохранном интеллекте.

ММД это, в основном, отклонения в работе мозга, полученные внутриутробно и при родах.

Внешние проявления ММД почти одинаковы; стертая неврологическая симптоматика, специфические отклонения в поведении (двигательная расторможенность, рассеянность, логопедические проблемы, отклонения в развития школьных навыков (дисграфия, дислексия, дискалькулия и т. д.), синдром дефицита внимания с гиперактивностью или гипоактивностью.

Согласно исследованиям (Земляной и др., 2012), установлено, что проблема существует достаточно давно. Однако, более 20 лет назад, процент проявлений составлял всего 13.4 % от общего числа обследованных.

С каждым годом количество учащихся с ММД увеличивается. Сейчас, согласно проводимым исследованиям, (как в нашей стране, так и за рубежом), процент детей, имеющих минимальные мозговые дисфункции в начальной школе, составляет примерно 25%-30%. При этом ученики с данной проблемой испытывают трудности как школьном обучении, так и в социальной адаптации.

1-я ошибка: недооценка «минимальности».

«У семи нянек дитя без глазу»

Проблема носит междисциплинарный характер (этим занимаются такие дисциплины, как детская психиатрия, детская психология, неврология), она также имеет практический интерес для педиатров, воспитателей, педагогов, родителей.

Но как чаще бывает в жизни?

Родители не всегда придают значение избыточной расторможенности, гипервозбудимости или наоборот вялости, быстрой утомляемости ребенка, относя это к особенностям темперамента. Или, ситуация: «не говорит в 3 года? Бабушка сказала, что папа тоже поздно заговорил» И когда в 4 года, ребенок по-прежнему очень плохо говорит, бабушки уже разводят руками.

Неврологи также недооценивают симптоматику. Функциональные, стертые отклонения в работе ЦНС у неврологов не считается тяжелым дефектом, в 1-2 года ребенка снимают с диспансерного учета, если родители не проявляют волнения. Неврологи, особенно «старой школы» успокаивают: «само пройдет, скорректируется к 5-6 классу». Возможно, они были бы и правы лет 30 назад, но сейчас самокоррекция часто недостаточна по причинам указанным ниже.

xлиническое мышление детского психиатра также настроено на более явные расстройства: аутизм, умственная отсталость, грубые нарушения поведения и т.д. Правда, и сами родители обычно к психиатрам опасаются обращаться из-за «постановки на учет».

Дошкольные психологи ориентируются в первую очередь на показатели интеллекта ребёнка.

У многих детей с ММД речь удовлетворительная, есть навыки чтения и счета. Вердикт: «готов к школе». Но просматриваются важные детали: ребёнок на дошкольной подготовке не может усидеть на месте, внимание не удерживается больше чем на 5 минут, быстро устаёт, неусидчив , очень плохая мелкая моторика, которая видна в прописях. Всё это говорит о незрелости мозговых структур, «дефицитах» в различных зонах мозга.

Естественно, ребёнку нужно дать возможность «дозреть» до школьных нагрузок, отправлять в школу уж никак не раньше 7 лет, а лучше ближе к 8-ми. Вместо этого, родители вводятся в заблуждение и последствия не дают о себе долго ждать.

Момент истины наступает начальной школе. В первую очередь, осваивать предметы ребенку мешает дефицит внимания. Хуже обстоят дела с русским, математикой, рисованием. Родители сидят с ребенком над домашними заданиями по 3 часа и больше, усталость и рассеянность мешает ребёнку войти в учебный режим. На уроке - «провалы» восприятия материала из-за неустойчивого внимания, одновременно писать и слушать учительницу - непосильная задача. При этом интеллект, как уже сказано, обычно неплохой и ребенок пользуется тем материалом, который ухватил «на лету».cНо всё же, слабость энергетики мозга даёт о себе знать, и ученик начинает отставать от сверстников.

Ещё немного мучений и формируется синдром учебной и неуспешности - стойкое отвращение к учёбе со всеми вытекающими последствиями. Интерес падает в первую очередь к тем предметам, которые труднее даются.

чПроисходит смещение интересов на другие занятия. Ну и конечно - это гаджеты с их социальными сетями и играми. Всё это может «обрастать» эмоциональными проблемами, трудностями в общении.

В итоге, что мы часто имеем в подростковом возрасте?

 

На пороге кабинета специалиста стоит эмоционально неустойчивый с поведенческими проблемами, «съехавший по учёбе» подросток («активный» и «реактивный» типы ММД по классификации Л. А. Ясюковой (2018г))

Или вялый, тревожный с низкой самооценкой, переутомленный, также плохо успевающий подросток («астенический» или «ригидный» тип ММД).

Все варианты легко отягощаются экранной зависимостью и пубертатный кризис протекает гораздо сложнее, появляются различные вторичные отклонения в психическом развитии (подростковые депрессии, суицидальная активность, зависимости).

Больших проблем можно было избежать, если бы родители занялись коррекцией в более младшем возрасте. Окно возможностей, хорошей отдачи от коррекции у детей с ММД - примерно с 4 до 8 лет.

 

2-я ошибка: использование малоэффективных методов.

 

Кто же тот специалист который увидит всю эту стёртую симптоматику и составит адекватную коррекционную программу для ребёнка?

Этим специалистом является детский нейропсихолог или психолог который «в курсе» и пользуются хотя бы некоторыми нейропсихологическими тестами для определения внимания, умственной работоспособности, зрительно - пространственной координации («Тулуз-Пьерон», таблицы Шульте, графомоторные пробы и т д).

Основой коррекции таких детей должна быть сенсомоторная (нейропсихологическая) коррекция. Именно она доказала свою эффективность при ММД. и основана на тренировке нейронных сетей через сложные двигательные программы. Почему именно двигательные? Потому, что мозг на 2/3 состоит из двигательных нейронов. Сложные двигательные программы дают толчок для выработки нейромедиаторов, тренируют точность передачи сигнала, взаимодействие правого и левого полушария и т. д. При необходимости - добавляется поведенческий тренинг, индивидуально - другие психологические подходы.

Эти методы улучшает нейродинамику мозга, тренируют самоконтроль.

Все остальные методы (на мой субьективный взгляд) — вторичны, причину не устраняют и часто не оправдывают возложенных на них надежд.

3-я ошибка

Родители при плохой успеваемости ребёнка вместо коррекционной программы используют массированную помощь репетиторов. «Недобросовестные» репетиторы , понятное дело, не решают проблему. А «добросовестные» - доводят ребёнка до переутомления , потому что информация которая ложится на переутомлённый мозг долго не держится.

4-я ошибка проистекает из моды на раннее развитие. Не замечая вышеуказанный проявлений ММД, ребёнка начинают перегружать ранним изучением иностранных языков, азами программирования и т. д. Результат тот же, переутомление, потеря интереса к любой умственной нагрузке.

5- я ошибка: гиподинамия и недостаток двигательно - пространственного развития.

 Начальная школа резко меняет стиль жизни ребенка. В школе сидит, за домашними заданиями тоже сидит, иногда часами. Но движение, особенно сложно скоординированное, играет огромную роль в развитии и функционировании мозга! Мы утратили культуру дворовых игр, это видно невооружённым глазом, дворы сейчас пустые. А ведь так и происходила когда-то так называемая самокоррекция ММД. «Жмурки», «казаки-разбойники», «классики» множество других дворовых игр, которые длились часами, с активным движением, непростой координацией тренировали двигательное пространственное развитие, точность передачи сигнала в головном мозге, коммуникацию. Происходила так называемая самокоррекция ММД.

Сейчас гиподинамия, экранная зависимость, «дешёвый дофамин» из видеоконтента конечно усугубляют ситуацию.

Поэтому для таких детей важны важны занятия где разучиваются новые движения, регулируется дыхание, активно тренируется мелкая и крупная моторика. Это спортивные секции с щадящим тренировочным режимом, музыкальное занятия, танцы. Такого рода занятия дают импульс к улучшению нейродинамики мозга и, наоборот, времяпровождение на диване с телефоном усугубляет всё вышеперечисленное.

 

Таким образом, как противостоять всем этим вызовам?

- вовремя выявить ММД;

- не опустить «окно возможностей» для коррекции;

- не делать ошибок в организации обучения и внешкольных занятий;

 

Записаться на психотерапевтическую консультацию можно по телефону и мессенджерам:

+7 903 927 1984